Четвёртый сезон «Томаса и его друзей» впервые вышел в эфир на телевидении в Великобритании в октябре 1995 года. Он транслировался между 1995 и 1996 годами на «Shining Time Station» и «Сказках о Томасе от Мистера Кондуктора» в США. Все двадцать шесть эпизодов были рассказаны Майклом Анджелисом в Великобритании и Джорджем Карлином в США.

Производство

В четвёртом сезоне были введены узкоколейные паровозики в меньшем виде. Для более удобных съёмок пятого сезона были сделаны более масштабные версии персонажей, а между шестым и двенадцатым сезонами эти более крупные модели стали постоянными.

Большая часть эпизодов третьего сезона была адаптацией журнальных комиксов, написанных сотрудниками шоу, но в четвёртом сезоне был только один таковой эпизод, «Расти спешит на помощь», написанный Оллкрофт и Миттоном. Эпизоды, адаптированные на основе рассказов Железнодорожных историй, несколько отличались от исходного материала, чтобы наладить длительность и сделать их более понятными для детей. Начиная с пятого сезона, сценарии всех эпизодов стали писать сотрудники, без использования книг Одри в качестве источника вплоть до двадцатого сезона, с введением Арльсдейлской железной дороги. В этом случае над личностями персонажей взяло верх их сериальное происхождение, а не книжные корни.

Степни, персонаж, основанный на локомотиве из реальной жизни и руководящий движением за сохранение в книгах, представился в совершенно ином виде. Это решение было перенесено в более поздние сезоны, где он был показан либо на псевдонимной железной дороге Блюбелл, либо посетителем, помогающим на железной дороге толстого инспектора.

Эпизоды

(Примечание: * означает, что эпизод был показан в семейных спецвыпусках «Shining Time Station»).

(Примечание: ** означает, что эпизод был показан в спин-оффе «Shining Time Station», «Сказки о Томасе от Мистера Кондуктора»).

(Примечание: *** означает, что эпизод был показан в обоих мультсериалах).

Скриншот Название эпизода Оригинальная дата выхода в Великобритании Номер эпизода
Granpuff15.png Дедпуфф * 16 октября 1995 #01
Томас рассказывает историю о Герцоге, старом узкоколейном паровозе, который работал вместе со Стюартом и Соколом. Но когда их железная дорога закрылась, молодые паровозы были проданы, а Герцог брошен в ангаре.
SleepingBeauty50.png Спящая красавица * 17 октября 1995 #02
По прошествию многих лет, группа спасателей устроила экспедицию с целью найти Герцога и воссоединить его с его старыми друзьями.
Bulldog38.png Бульдог 18 октября 1995 #03
Сокола отправили вместе с Герцогом на маршрут по горной дороге. Однако он был нетерпелив и не слушал советы Герцога. В конечном итоге он сошёл с рельсов и опасно повис над обрывом.
YouCan'tWin54.png Ты не победишь ** 19 октября 1995 #04
Однажды вечером Герцогу был слишком болен, чтобы справляться с работой самостоятельно. Стюарт подначивает его по этому поводу, но Герцог берёт своё и доказывает, что в нём ещё осталось много жизни.
FourLittleEngines56.png Четыре паровозика ** 20 октября 1995 #05
Сердитые пассажирские вагоны столкнули Сэра Хэндела с рельс. Скарлоуи был единственным свободным паровозом, и он полон решимости доставить своих пассажиров домой, даже если одна из его передних пружин лопнула.
ABadDayForSirHandel29.png Плохой день для Сэра Хэндела ** 23 октября 1995 #06
Сэр Хэндел и Питер Сэм приходят в помощь Скарлоуи и Ренеасу. Сэр Хэндел был в плохом настроении и всячески пытался отклониться от работы.
PeterSamandtheRefreshmentLady50.png Питер Сэм и хозяйка магазина ** 24 октября 1995 года #07
Однажды Генри погрозился уехать без пассажиров Питера Сэма. Торопясь прибыть вовремя н транзитную станцию, он оставил хозяйку магазина позади.
Trucks52.png Платформы! (Расти помогает Питеру Сэму) ** 25 октября 1995 #08
Гордон посоветовал Сэру Хэнделу отклониться от работы, притворившись больным, оставив Питера Сэма и Расти работать за себя. Но сланцевые вагонетки принимают Питера Сэма за Сэра Хэндела и врезаются в него на склоне.
HomeAtLast49.png Наконец дома ** 26 октября 1995 #09
Питер Сэм рассказывает Скарлоуи о новоприбывшем, беспечном и вспыльчивом паровозе по имени Дункан. Вскоре Скарлоуи отправился на помощь Дункану, когда тот застрял в ветхом туннеле.
Rock'n'Roll37.png Рок-н-ролл ** 27 октября 1995 #10
Расти забеспокоился о Дункане, когда тот проигнорировал его предупреждение о сломанном участке путей. После того, как Дункан сошёл с рельсов, Расти неохотно пришёл ему на помощь.
SpecialFunnel44.png Необыкновенная труба ** 30 октября 1995 #11
Трубу Питера Сэма сбило сосулькой, и её временно заменили старой водосточной трубой. Но другие паровозы продолжали над ним насмехаться до прибытия его новой трубы.
SteamRoller36.png Паровой каток ** 31 октября 1995 #12
Скарлоуи рассказывает Сэру Хэнделу об «анти-железнодорожном» паровом катке по имени Джордж, которому Сэр Хэндел поклялся преподать урок, но обнаруживает, что и он, и Джордж слишком горячи.
PassengersandPolish47.png Пассажиры и полировка ** 1 ноября 1995 #13
Дункан жалуется, что его не отполировали. Его грубость достигает своего пика, когда он останавливается на виадуке и отказывается двигаться с места.
GallantOldEngine22.png Доблестный старый паровоз ** 2 ноября 1995 #14
Скарлоуи рассказывает историю о том, как Ренеас спас железную дорогу от закрытия, даже несмотря на серьёзную поломку.
RustytotheRescue40.png Расти спешит на помощь * 3 ноября 1995 #15
Когда Расти услышал, что на железной дороге Блюбелл нужен новый локомотив, он отваживается отправиться на поиски и встречает паровоз по имени Степни.
ThomasAndStepney64.png Томас и Степни * 6 ноября 1995 #16
Степни был приглашён на железную дорогу Сэра Топхэма Хэтта. Томас заревновал, когда гость стал в центре внимания, и в тот же вечер Степни поручили тянуть особый поезд.
TrainStopsPlay77.png Поезд останавливает игру ** 8 ноября 1995 #17
Степни не понимает, что в один из его вагонов упал крикетный мяч. Игроки в крикет на своей машине Каролине отправляются в погоню за Степни вдоль ветки.
BowledOut29.png Вышел из строя ** 7 ноября 1995 #18
Заносчивый дизель оказывается в смешном положении, когда шляпу инспектора засосало в его воздушный клапан. Дак и Степни добровольно доставили его поезд.
HenryandtheElephant60.png Генри и слон ** 9 ноября 1995 #19
На Содор приезжает цирк, но Генри и несколько рабочих отправились разбираться с завалом в туннеле, где он, к несчастью, натыкается на циркового слона.
ToadStandsBy40.png Поддержка Тода *** 10 ноября 1995 #20
Тод посоветовал Оливеру, как вернуть уважение вагонов. Оливер изо всех сил пытался сдвинуть с места тяжёлый товарный поезд, но случайно ломает на части С. К. Раффи.
BullsEyes44.png Глаза быка ** 13 ноября 1995 #21
Дейзи утверждает, что чтобы согнать с путей животное, нужно просто громко гудеть. Однако, когда она натыкается на быка на рельсах, то понимает, что чтобы согнать его, нужно большее, чем экипаж.
ThomasandtheSpecialLetter38.png Томас и специальное письмо *** 14 ноября 1995 #22
Когда Сэру Топхэму Хэтту пришло письмо, приглашающее паровозы посетить Материк, Томас становится очень тщеславным и ставит под угрозу своё большое путешествие.
PaintPotsandQueens53.png Вёдра с краской и королева * 15 ноября 1995 #23
Генри упускает шанс тянуть поезд королевы после происшествия с краской, давая Гордону и Томасу особую возможность.
Fish62.png Рыба ** 16 ноября 1995 #24
К «Летучему Лососю» добавляются дополнительные крытые вагоны, и в результате Генри потребовался задний паровоз, чтобы взобраться на холм Гордона. Дак вызывается помочь, но плохо прикреплённый хвостовой фонарь вызывает проблемы.
SpecialAttraction47.png Специальный аттракцион * 17 ноября 1995 #25
Перси вызвали в порт, чтобы помочь Булстроуду, крайне неприятной барже. Булстроуд доставлял вагонам больше хлопот, чем обычно, и дорого за это заплатил.
MindthatBike60.png Осторожно с велосипедом ** 20 ноября 1995 #26
Почтальон Том Типпер был недоволен, когда его почтовый фургон заменили велосипедом. Перси удаётся помочь ему, но не так, как он ожидал.

Персонажи

Дебютирующие персонажи

Интересные факты

  • Этот сезон является первым в некоторых вещах:
    • Первый сезон, в котором представлены железная дорога Скарлоуи и Средне-Содорская железная дорога.
    • Первый сезон, в котором представлены Каллан и ветка туманной долины.
    • Первый сезон, который не заканчивается рождественским эпизодом, и первый, в котором нет рождественского эпизода.
    • Первый сезон, в котором эпизоды были выпущены более чем на одной VHS до трансляции по телевидению.
    • Первый сезон, в котором у Берти нет говорящей роли.
    • Первый сезон, в котором появился персонаж исключительно мультсериала, в данном случае это Смаджер.
    • Первый сезон, транслировавшийся на телеканале Cartoon Network в Великобритании.
    • Первый сезон, в котором Билл и Бен, Дизель, Гарольд, Теренс, Тревор и фермер Финни появляются только в одном эпизоде.
    • Первый сезон с использованием звуковых эффектов тормоза и шипения при остановке локомотивов и завода тепловозов.
    • Первый сезон, дублированный Майком Эрандером.
    • Первый сезон, в котором не появляется Бриджет Хэтт.
  • Этот сезон является единственным в некоторых вещах:
    • В настоящее время единственный сезон, где Теренс появляется только в роли камео.
    • В настоящее время единственный сезон, в котором физически появляется Герцог, не считая камеи его портрета в пятом сезоне и камео во флэшбэке в седьмом сезоне.
    • Единственный сезон вплоть до десятого, в котором появился Сэр Хэндел.
    • Единственный сезон, в котором нет эпизода с участием Джеймса в качестве главного героя.
    • Единственный сезон вплоть до восьмого, в эпизодах которого появляется расстроенное лицо Томаса.
  • Этот сезон также является последним в некоторых вещах:
    • Это последний продукт франшизы, основывающийся на рассказах Железнодорожных историй до фильма «Приключение начинается», и последний с участием Уилберта Одри в качестве технического консультанта.
    • Последний сезон вплоть до двадцатого, содержащий эпизоды, основанные на рассказах Железнодорожных историй.
    • Последний сезон с Джорджем Карлином в качестве рассказчика из-за того, что он решил сосредоточиться на продолжении своей комедийной карьеры, до своей смерти десять лет спустя в июне 2008 года. Алек Болдуин взял на себя роль рассказчика пятого-шестого сезонов.
    • Это был последний продукт франшизы, в котором появляются персонажи из Железнодорожных историй вплоть до «Легенды Содора о пропавших сокровищах».
    • Последний сезон, эпизоды которого были показаны в «Shining Time Station».
    • Последний сезон, полностью вышедший на новозеландской VHS.
    • Последний сезон, дублированный на украинском языке вплоть до семнадцатого.
    • Последний сезон, в котором фигурировала Дейзи вплоть до девятнадцатого.
    • Последний сезон, вышедший в Финляндии на DVD вплоть до восьмого.
    • Последний сезон, некоторые из эпизодов которого вышли в Соединённых Штатах вплоть до восьмого сезона. Но на этот раз на VHS/DVD вместо телевидения.
    • Последний сезон, в котором повторно используется музыка из сезонов эпохи Clearwater Features с синтезатором Roland Jupiter 6. В данном случае это тема Дейзи в эпизоде «Глаза быка».
  • Два эпизода из этого сезона вышли в эфир в Соединённых Штатах до их выхода на VHS или трансляции в Великобритании в 1995 году; это «Расти спешит на помощь» и «Томас и Степни».
  • 19 из всех 26 эпизодов были выпущены на британской VHS с оригинальным вступлением. Два из этих эпизодов, «Поезд останавливает игру» и «Вышел из строя», были доступны на сборнике VHS «Поезд Томаса и 17 других историй».
  • Повествование Майкла Анджелиса первых одиннадцати эпизодов этого сезона, от «Дедпуффа» и до «Необыкновенной трубы» было записано в Доби.
  • Повествование Майкла Анджелиса последних пятнадцати эпизодов этого сезона, от «Парового катка» и до «Осторожно с велосипедом» было записано в обычном режиме.
  • В этом сезоне содержится 100-ый эпизод мультсериала, «Томас и специальное письмо».
  • Это единственный сезон, дублированный студиями семейных каналов.
  • В этом сезоне дебютировало гораздо больше персонажей, чем в любом другом сезоне классической серии, но меньше чем в других сезонах, не входящих в классическую серию.
  • Как ни странно, большинство звуковых эффектов и мелодий отсутствует в американской версии многих эпизодов этого сезона, заметным примером является эпизод «Расти помогает Питеру Сэму», в первой половине которого нет практически ни одной мелодии. В нём также несколько раз исключается свист Питера Сэма и добавлен необычно высокий свист, когда тот зовёт на помощь после несчастного случая.
  • Этот сезон уникален тем, что первые пятнадцать эпизодов посвящены локомотивам железной дороги Скарлоуи.
  • В китайской версии всех эпизодов этого сезона роль рассказчика приписана Джорджу Карлину, в норвежской/хинди - Майклу Анджелису, хотя эпизоды были дублированы.
  • В украинской версии эпизодов этого сезона на заднем фоне слышен голос Майкла Анджелиса.